Елена Варденга
Архитектурный сторителлинг в пространственных решениях экспозиции «Щукин. Биография коллекции»
Елена Варденга исследовала архитектуру временной выставки «Щукин. Биография коллекции», которая проходила в ГМИИ им. Пушкина в 2019 году. Размышляя о приёмах работы с экспозиционным пространством, Елена попыталась ответить на вопрос, как биография экспонатов и коллекционеров, которые когда-то владели ими, могут влиять на решения куратора и архитектора.
… Воспроизводя бытование коллекции внутри музейного пространства, кураторы выстроили концепцию, основанную на истории семьи Щукиных. Главным экспозиционным замыслом стала биография коллекции, в которой рассматривались жизни и судьбы трёх братьев, включая их становление как личностей и коллекционеров.

Проектируя экспозицию, архитекторы Кирилл Асс и Надежда Корбут обратились к передаче образа самих героев и их особняков и создали у зрителя ощущение подлинности происходящего. Специально построенные стены небесно-серого цвета высотой в 3,5 метра создавали новый масштаб, позволяя окунуться в саму историю коллекционирования, поворотную для мирового искусства.

<…>

Кураторы не старались упростить или усложнить восприятие зрителя, главным было показать вещи в самом выгодном свете, при этом передав чувство «дома». Все эти приёмы были связаны с тем, что дизайнеры выставки одновременно должны были поймать физиологические и психологические ощущения зрителя в любой точке пространства.

«Нам важны эмоции, которые возникают в разных точках нашего рассказа. Например, пока зритель поднимается по главной лестнице, он уже видит „Танец“ Матисса в Белом зале. А поднявшись, замечает вдали, на противоположной стене, „иконостас“ из картин Гогена. Эта ось должна сразу поразить зрителя, показать свободную душу коллекционера Сергея Щукина, его способность нарушать все правила» — говорила Марина Лошак в интервью телеканалу «Культура».

<…>

Однако концепция с радикальными изменениеми внутри пространства вызвала большие споры у критиков и коллекционеров. Пространство ГМИИ будто визуально сопротивлялось тому, что было сделано в этой временной экспозиции. Традиционная развеска, привычное расположение картин — уже неотъемлемая, довлеющая часть этого музея, и слом этого восприятия был порой сложен для посетителя.

Действительно, роль куратора становится кардинально новой, даже в случае такого проекта, который осуществляется в рамках традиционного музея. Так, можно сказать, что современная экспозиционная практика стремится в своей деятельности к созданию целостного образа. Поэтому эта экспозиция отвечает принципам внутреннего единства, информационной ёмкости, что создаёт, в конечном итоге, художественную образность.
Куратор курса
Александр Острогорский

Преподаватели
Александр Острогорский, Юрий Пальмин, Анастасия Герасимова

Студенты
Анвар Абдулов, Юрий Акимов, Валентина Акулинская, Алексей Апрелов, Анна Астахова, Алиса Буракова, Павел Бенько, Дара Варга, Елена Варденга, Николай Васянин, Виктория Вершинина, Наталия Горюнова, Марьяна Друсинова, Анна Дьяконова, Мария Зырянова, Алина Кандыба, Алхас Кварацхелия, Ярослава Комиссарова, Софья Короткова, Влада Мисюрева, Никита Молочков, Анна Морозова, Анна Немцова, Валерия Остренко, Анастасия Павлова, Мартун Погосян, Дарья Подомарева, Софья Романовская, Илья Свирский, Никита Синявский, Динара Тамбиева, Виктория Усанова, Никита Фадин, Илья Филиппов, Георгий Хайруллин, Антон Хозин, Татьяна Чумаченко

Тексты