Илья Филиппов
Молчаливые разговоры архитектуры
В своей диссертации Ильи Филиппова изучал явления «глокализма» в архитектуре: опираясь на работы четырёх архитекторов, Илья попытался ответить на вопрос, действительно ли технологический прогресс — единственная пружина, толкающая развитие человечества.
… Торжество глобализации в мире наглядно подчёркивает и демонстрирует каждому человеку доминирующая архитектура. Визуально похожие деловые центры появились в Париже, Сан-Франциско, Дубае, Шанхае и других городах по всему миру.

Монолитные железобетонные конструкции, стальные каркасы, фасадное остекление. Новое, прогрессивное, передовое видение отлично продавалось руководству городов в разных странах, которое хотело показать своим гражданам, что они тоже идут в ногу с эпохой и не отстают в процессах глобализации.

Но в ногу шли не все. В тени колоссальных градостроительных проектов по созданию новой среды обитания для новых — «глобальных» — людей продолжала существовать локальная архитектура, вырастающая из жизни местных сообществ.

Она основывалась на традиционном хозяйственном укладе, ритме жизни, климатических особенностях, доступности местных материалов. Казалось, эта крайне непопулярная локальная архитектура, безнадежно проигрывающая глобальному вектору, так и останется безымянной и безвестной.

Кого интересует архитектор сельского дома, деревенской остановки или пешеходных дорожек? Однако уже в 1983 г. архитектурный критик Кеннет Фремптон написал работу «К критическому регионализму», в которой описал примеры архитектурных практик, применяющих язык современности в локальных культурах и ставящих эти культуры и самобытность во главу угла. <…> Примерно в это же время, в конце 1980-х годов, британский социолог Роланд Робертсон ввёл понятие «глокализма» как тенденции, объединяющей локальные и глобальные идеи и ведущей к децентрализованному миру.

<…>

Универсальный подход снижает роль индивидуальности, оригинальности и самобытности, а обезличенность снижает ценность в глазах людей.

Один из практических ответов на наступление глобальной архитектуры — «глокальность». Она растёт из жизни региональных сообществ и школ, поддерживает местные проекты с оригинальным содержанием, транслирует локальные ценности. Потенциал многих локальных проектов достаточно силён, чтобы подняться на глобальный уровень, но нужен ли им этот уровень?

Все «глокальные» архитекторы, работы которых я изучал — Димитрис Пикионис, Том Эмерсон, Гион Каминада, Александр Бродский — выросли в очень разной обстановке, по-своему развивались и делали разные проекты, но при этом являются частью одного диалога. Не только в смысле локальности, но и в смысле приверженности молчаливому способу коммуникации с обществом. Они немного говорят о своих работах, но не вследствие высокомерия или отсутствия слов. Молчание — это проявление сильного языка архитектуры.












Куратор курса
Александр Острогорский

Преподаватели
Александр Острогорский, Юрий Пальмин, Анастасия Герасимова

Студенты
Анвар Абдулов, Юрий Акимов, Валентина Акулинская, Алексей Апрелов, Анна Астахова, Алиса Буракова, Павел Бенько, Дара Варга, Елена Варденга, Николай Васянин, Виктория Вершинина, Наталия Горюнова, Марьяна Друсинова, Анна Дьяконова, Мария Зырянова, Алина Кандыба, Алхас Кварацхелия, Ярослава Комиссарова, Софья Короткова, Влада Мисюрева, Никита Молочков, Анна Морозова, Анна Немцова, Валерия Остренко, Анастасия Павлова, Мартун Погосян, Дарья Подомарева, Софья Романовская, Илья Свирский, Никита Синявский, Динара Тамбиева, Виктория Усанова, Никита Фадин, Илья Филиппов, Георгий Хайруллин, Антон Хозин, Татьяна Чумаченко

Тексты