Куратор курса
Александр Острогорский

Преподаватели
Александр Острогорский, Юрий Пальмин, Анастасия Герасимова

Студенты
Анвар Абдулов, Юрий Акимов, Валентина Акулинская, Алексей Апрелов, Анна Астахова, Алиса Буракова, Павел Бенько, Дара Варга, Елена Варденга, Николай Васянин, Виктория Вершинина, Наталия Горюнова, Марьяна Друсинова, Анна Дьяконова, Мария Зырянова, Алина Кандыба, Алхас Кварацхелия, Ярослава Комиссарова, Софья Короткова, Влада Мисюрева, Никита Молочков, Анна Морозова, Анна Немцова, Валерия Остренко, Анастасия Павлова, Мартун Погосян, Дарья Подомарева, Софья Романовская, Илья Свирский, Никита Синявский, Динара Тамбиева, Виктория Усанова, Никита Фадин, Илья Филиппов, Георгий Хайруллин, Антон Хозин, Татьяна Чумаченко

Тексты
Никита Молочков
Значение архитектуры как инструмента агитации населения на территории СССР в 1918−20 годы
В своей работе Никита Молочков исследовал феномен революционного праздника и роль архитектуры в нём. Никита установил сходство между советскими и средневековыми городскими праздниками, а затем проанализировал, как архитектура развивалась в новых социально-политических и стала частью советской пропаганды.
Каково значение архитектуры в агитации населения в 1918—1920 годах? В каких формах это выражалось, какие свойства для этого использовались?

Агитация в этот период являлась ключевой политической задачей, в связи с чем она принимала различные формы — от привычных нашему сознанию митингов и политических выступлений до театрализованных городских постановок, захватывающих большое количество граждан.

Ключевыми событиями, в которых происходила агитация в этот период, были революционные праздники.

<…>

Праздник интернационала 1918 года, проходивший на Красной площади, — первый пример, на котором можно рассмотреть методы использования архитектуры как средства агитации горожан.

Весной восемнадцатого года был принят Ленинский план монументальной пропаганды — официальный документ, учреждающий коллегию по оценке памятников самодержавного режима: настоящей целью документа был снос таких памятников и их замена на символы новой республики.

До 1 мая оценка памятников ещё не была произведена и разрабатывалось решение о разработке чехлов для сокрытия памятников, символизирующих самодержавный строй.

Один из проектов предложил коллектив братьев Весниных: он включал в себя декорирование башен Красной площади — установку лозунгов и плакатов, изображающих символику новой республики, а также широкое использование красного цвета, ассоциирующегося с революционным движением. Также Веснины разработали декорации для башен Кремлёвской стены и подиум для вождя новой державы, располагавшийся около Сенатской башни Кремля.