Куратор курса
Александр Острогорский

Преподаватели
Александр Острогорский, Юрий Пальмин, Анастасия Герасимова

Студенты
Анвар Абдулов, Юрий Акимов, Валентина Акулинская, Алексей Апрелов, Анна Астахова, Алиса Буракова, Павел Бенько, Дара Варга, Елена Варденга, Николай Васянин, Виктория Вершинина, Наталия Горюнова, Марьяна Друсинова, Анна Дьяконова, Мария Зырянова, Алина Кандыба, Алхас Кварацхелия, Ярослава Комиссарова, Софья Короткова, Влада Мисюрева, Никита Молочков, Анна Морозова, Анна Немцова, Валерия Остренко, Анастасия Павлова, Мартун Погосян, Дарья Подомарева, Софья Романовская, Илья Свирский, Никита Синявский, Динара Тамбиева, Виктория Усанова, Никита Фадин, Илья Филиппов, Георгий Хайруллин, Антон Хозин, Татьяна Чумаченко

Тексты
Анастасия Павлова
Сохранение разрушений при реконструкции.
Концепция палимпсеста в архитектуре
В своей работе Анастасия Павлова рассматривала города и отдельные здания как палимпсесты, в которых разрушения или реконструкции — лишь один из слоёв. Анастасия провела параллель между неприятием архитектурных несовершенств и неприятием человеческой старости, а затем рассмотрела несколько кейсов с разными сценариями сохранения и обновления исторических зданий.
…В большинстве своём люди воспринимают разрушения как нечто негативное, как проявление слабости или бедности и как-то, от чего нужно несомненно избавляться. И зачастую из-за такого отношения города и их пригороды лишаются уникальных, эмоционально важных для местных жителей объектов.

<…>

Палимпсест — рукопись на пергаменте, написанная поверх предварительно стёртого текста в целях экономии материала (пергамент делался из кожи животных и был дорог). Так как технология удаления текста с листа была не идеальна, некоторые слабо выраженные фрагменты текста проглядывают друг из-под друга, создавая при этом интригующий эффект наложения.

В музыке, живописи, архитектуре, урбанистике палимпсест проявляет себя в виде некой многослойности, наложения разных смыслов друг на друга, компиляции культурных слоёв.

<…>

Город прекрасно репрезентует в себе явление палимпсеста, а скорее даже является его огромным воплощением. При рассмотрении города и его пригородов в таком ключе любая из частей становится ценной и важной, так как представляет из себя структуру, в которой будущее, настоящее и прошлое неразрывно связаны. Эта структура постоянно меняется, как живой организм, и не имеет завершённого вида. Любые незначительные и на первый взгляд лишние элементы городской ткани на самом деле являются значимыми деталями, отсылающими к определённым периодам и событиям — слоям этого гигантского палимпсеста.

<…>

… Я выделяю три основных и один дополнительный вариант взаимодействия с руинами: заполнение, слияние, поглощение и паразитирование. Данная классификация построена на принципе примыкания новой, инородной части к исходному зданию.

В первом варианте — заполнении — новая часть оказывается внутри старой как внутри некой оболочки: они не контактируют напрямую, разве что объём старой части в таком случае диктует свои правила новой. Одно будто бы вставлено в другое — кажется, что их легко можно было бы разъединить.

Второй вариант — слияние — подразумевает, что новая и старая части соединяются в одно целое, но при этом каждая из них остаётся самой собой и не становится копией или буквальным продолжением другой, они не пытаются друг друга пародировать. При взгляде на данный вариант взаимодействия не возникает мысли о том, что их можно легко отделить друг от друга.

Третий вариант взаимодействия — поглощение — на мой взгляд, самый нераспространённый. Этот вариант подразумевает, что старая часть будто бы оказывается поглощена новой. Получается эдакое здание внутри здания, инверсия первого варианта: старая и новая части так же не контактируют напрямую, так же не ощущаются единым целым, они так же друг друга чем-то взаимовыручают и старая часть всё так же диктует правила новой.

И четвёртый, дополнительный вариант — паразитирование. Под паразитированием в данном контексте я не подразумеваю самовольное заселение в руину или что-то в таком роде, я подразумеваю стихийную реконструкцию некоторых частей руины под какие-либо нужды, в основном коммерческие. Таким образом получается, что одна часть здания работает, а другая продолжает постепенно разрушаться. Ни о какой взаимовыручке между частями в данном варианте и речи быть не может: они скорее напоминают сиамских близнецов, один из которых умер и постепенно тащит в могилу другого.

<…>

… Сохранение несовершенств и разрушений влечёт за собой органичное и непрерывное развитие среды, а также появление архитектурных форм, сочетаний материалов, концепций, которые были бы невозможны при тотальной реставрации или строительстве с нуля.