Анна Астахова
Стиль Луиса Кана: проявление традиции в современной архитектуре
Анна Астахова провела «небольшое расследование», необходимое, чтобы понять, как формируется личный стиль архитектора и как контекст и эпоха способны повлиять на него. Герой расследования — американский архитектор Луис Кан (1901−1974): Анна рассматривала основные приёмы и принципы работы с формой и пространством, а также ключевые пункты полемики, которую Кан вёл со своими предшественниками и современниками — Фрэнком Ллойдом Райтом, Колином Роу, Энн Тинг.
«Комната — это начало архитектуры»: так начинается речь Луиса Кана на вручении золотой медали Американского института архитекторов в Детройте в 1971 году. Но что означает «комната»?

Сам Кан пишет, что комната — это «не просто архитектура, но продолжение самости [человека]», «пространство ума», или, если точнее переводить английское слово mind — нашей способности думать, чувствовать и воображать.

«Войдите в свою комнату и узнайте, насколько она личная, насколько сильно вы чувствуете её жизнь. В маленькой комнате рядом с ещё только одним человеком то, что вы говорите, возможно, никогда не было бы сказано ранее. По-другому ощущается, когда в комнате больше, чем ещё один человек. Тогда в этой маленькой комнате отдельность каждого так ощутима, что вектора не разрешаются. Собрание становится не событием, а перфомансом, когда каждый гнёт свою линию, говорит то, что говорил уже много раз до этого. Однако в большой комнате событие приобретает общность»1.

<…>

В качестве примера идеальной комнаты Кан в своём тексте приводит Пантеон. «Эта ненаправленная комната для всех религий освещена только оккулюсом сверху, размещённым так, чтобы наделить комнату вдохновляющим ритуалом без лицеприятия».

<…>

Частично находясь под влиянием Фрэнка Ллойда Райта, Луис Кан увлёкся идеями органического роста, которые выразились у него в поиске идеального порядка (в значении order). Такие искания отвечали духу времени, вере в абсолютную правоту науки, наличие однозначных доказательных истин, в возможность все окружающие явления описать математически.

От себя Луис Кан привнёс желание «разделения», из которого родилась его идея комнаты. Стала ли эта потребность продолжением идеи о строении живых организмов с их клеточной структурой или была вызвана происходившими социально-экономическими изменениями, связанными с ростом городов, сказать трудно. Но очевидно, что эта идея стала антитезой модернистскому свободному плану и в некотором смысле — идеям о «коммунальном» характере совместного проживания людей, выделив Кана среди окружающих архитекторов.
Куратор курса
Александр Острогорский

Преподаватели
Александр Острогорский, Юрий Пальмин, Анастасия Герасимова

Студенты
Анвар Абдулов, Юрий Акимов, Валентина Акулинская, Алексей Апрелов, Анна Астахова, Алиса Буракова, Павел Бенько, Дара Варга, Елена Варденга, Николай Васянин, Виктория Вершинина, Наталия Горюнова, Марьяна Друсинова, Анна Дьяконова, Мария Зырянова, Алина Кандыба, Алхас Кварацхелия, Ярослава Комиссарова, Софья Короткова, Влада Мисюрева, Никита Молочков, Анна Морозова, Анна Немцова, Валерия Остренко, Анастасия Павлова, Мартун Погосян, Дарья Подомарева, Софья Романовская, Илья Свирский, Никита Синявский, Динара Тамбиева, Виктория Усанова, Никита Фадин, Илья Филиппов, Георгий Хайруллин, Антон Хозин, Татьяна Чумаченко

Тексты
1. Цитируется по книге Twombly R. (Editor) Louis I. Kahn: Essential Texts. NY: W.W. Norton&Company, 2003, p. 253