Алия Ханова

Детское место

ПРЕПОДАВАТЕЛИ: Сергей Ситар, Илья Вознесенский, Юрий Григорян, Алексей Кононенко, Алексей Лашков, Александр Чистов
Моя архитектура начинается с воспоминания и в дальнейшем пространство моего здания формируется их совокупностью. Я разработала сборник воспоминаний, которые породили категории мест в моём прошлом. Всего их 60.

В ходе работы студенты разрабатывали нетрадиционные модели проектирования. Проект каждого — это направление и метод, которые реализуются в постройках разного масштаба. Направление, которое разработала Алия, — это «Детское место», а основное здание в нём — детский дом открытого типа в Уфе.

«Детское место» — устаревшее название плаценты, первого пространства, в котором человек существует и взаимодействует с миром. Алия пришла к выводу, что ребёнок имеет совершенно особенные отношения со средой. Его телесно-образные связи намного крепче, чем у взрослого, но при этом он постоянно готов откликаться на всё новое и трансформировать пространство вокруг себя.
Алия составила детскую модель мира на основе собственных воспоминаний и выделила 60 сюжетов, на основе которых спроектировала детский дом на полуострове Сипайловского карьера. Место тоже появилось из детских воспоминаний о недосягаемом куске суши на противоположной стороне реки.
Дом располагается на границе садов и города. Это здание буквально соткано из воспоминаний: истории о беге по лестнице, сне на чердаке или маминой стирке стали основой для формирования разнообразных пространств и элементов.
PDF
PDF
На остров можно добраться на пароме и по объездной дороге. Проект предполагает, что детский дом имеет своё собственное судно и дети социализируются, посещая школы на противоположном берегу.
Алия Ханова
Детское место
Моя архитектура начинается с воспоминания и в дальнейшем пространство моего здания формируется их совокупностью. Я разработала сборник воспоминаний, которые породили категории мест в моём прошлом. Всего их 60.
PDF
PDF
Читать дальше
ПРЕПОДАВАТЕЛИ:
В ходе работы студенты разрабатывали нетрадиционные модели проектирования. Проект каждого — это направление и метод, которые реализуются в постройках разного масштаба. Направление, которое разработала Алия, — это «Детское место», а основное здание в нём — детский дом открытого типа в Уфе.
«Детское место» — устаревшее название плаценты, первого пространства, в котором человек существует и взаимодействует с миром. Алия пришла к выводу, что ребёнок имеет совершенно особенные отношения со средой. Его телесно-образные связи намного крепче, чем у взрослого, но при этом он постоянно готов откликаться на всё новое и трансформировать пространство вокруг себя.
Алия составила детскую модель мира на основе собственных воспоминаний и выделила 60 сюжетов, на основе которых спроектировала детский дом на полуострове Сипайловского карьера. Место тоже появилось из детских воспоминаний о недосягаемом куске суши на противоположной стороне реки.
Дом располагается на границе садов и города. Это здание буквально соткано из воспоминаний: истории о беге по лестнице, сне на чердаке или маминой стирке стали основой для формирования разнообразных пространств и элементов.
Сергей Ситар, Илья Вознесенский, Юрий Григорян, Алексей Кононенко, Алексей Лашков, Александр Чистов
На остров можно добраться на пароме и по объездной дороге. Проект предполагает, что детский дом имеет своё собственное судно и дети социализируются, посещая школы на противоположном берегу.
MA «Не так»
Основное внимание в рамках студии было направлено на два полярных феномена. С одной стороны — на «зомби-­проектирование»: автоматическое, машинальное, бессознательное, вынужденное, посредственное, стандартное, которое широко распространилось в Новейшее время благодаря ускоренному развитию технологий копирования и тиражирования — в том числе технологий дистанционной коммуникации, CAD и CAM.

С другой стороны — на природу и глубинные основания кардинального творческого действия, на сущность эвристического здания, после появления которого «мышление и жизнь уже не могут быть прежними». Результатом студии стали 12 эвристических зданий. Вся работа строилась на принципе «обратного рекурсивного проектирования»: эвристическое здание уже существует, и оно уже стало отправным пунктом нового направления в зодчестве, однако оно как таковое было забыто, вытеснено «машинальным проектированием». Весь студийный процесс — это процесс восстановления исходного Здания-­события во всей его конкретности, материальности и в то же время судьбоносности. Каждый этап работы рассматривался как проектный жест, который затем исследовался на предмет выявления признаков, элементов, принципов искомого Здания-­события.

Такой подход позволил сделать осью всего учебного года серию перепроектирований одного и того же «утраченного» Здания или, иначе говоря, последовательное восстановление всё более конкретных его аспектов — исторического влияния, ближайших «подражателей», его порождающей логики, абстрактной схемы-­концепции, конструкции-­технологии, программы, локализации, эстетико-­познавательного воздействия, полноты качеств и самого его присутствия. При этом каждый цикл перепроектирования, во‑первых, вбирал в себя результаты всех предшествующих этапов, а во‑вторых — выводил (или погружал) участника на новый уровень приближения к «истоку».

Другие проекты студии:

Варвара Моисеева — Архестереотип, или Домик / МА II
Батукубрат Сапаргазы — Институт безобразного / МА I
Василиса Бикеева — Открытая форма / МА I

СТУДЕНТЫ: Василиса Бикеева, Екатерина Лавриненко, Дарья Лукашевич, Александр Репринцев, Батукубрат Сапаргазы, Анастасия Вертакова, Ольга Богданова, Екатерина Илюхина, Варвара Моисеева, Екатерина Нарейко, Екатерина Ретинская, Анастасия Соколовская, Алия Ханова, Селина Хашумова, Анна Грекова
ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ