Батукубрат Сапаргазы

Институт безобразного

ПРЕПОДАВАТЕЛИ: Сергей Ситар, Илья Вознесенский, Юрий Григорян, Алексей Кононенко, Алексей Лашков, Александр Чистов
Гипотеза: Если, в попытках создать что-то прекрасное, есть вероятность получить уродливый результат, то возможен и обратный эффект.

Батукубрат решил пересмотреть каноны красоты и саму оптику для оценивания прекрасного и безобразного, чтобы отвергнуть привычные шаблоны, — и разработал Институт безобразного на площади Бастилии в Париже.

Место выбрано не случайно: именно здесь начиналась Великая французская революция. Здесь же стояла безобразная деревянная скульптура слона, внутри которой Гюго поселил своего Гавроша.
Безобразие в здании реализуется через его аморфную форму, в которой сложно найти определённые образы — и благодаря которой у фасадов нет логики и системности. Ещё одна черта безобразного — гигантизм: здание ужасает своими размерами и наклоном, из-за которого кажется, будто оно сейчас упадёт. Всё в здании сделано так, чтобы ввести зрителя в замешательство.
Внутри неожиданной оболочки находятся общественный и исследовательский блоки, а направление зданию задаёт балкон-нос. С помощью него Институт безобразного как бы отвергает все городские оси, сходящиеся на площади Бастилии, и задаёт свою новую ось.
Это эвристическое здание придумано, чтобы показать, что безобразное — не просто отрицание различных форм красоты, но самостоятельное явление, которое стоит изучать.
Батукубрат Сапаргазы
Институт безобразного
Гипотеза: Если, в попытках создать что-то прекрасное, есть вероятность получить уродливый результат, то возможен и обратный эффект.
Читать дальше
ПРЕПОДАВАТЕЛИ:
Батукубрат решил пересмотреть каноны красоты и саму оптику для оценивания прекрасного и безобразного, чтобы отвергнуть привычные шаблоны, — и разработал Институт безобразного на площади Бастилии в Париже.
Место выбрано не случайно: именно здесь начиналась Великая французская революция. Здесь же стояла безобразная деревянная скульптура слона, внутри которой Гюго поселил своего Гавроша.
Безобразие в здании реализуется через его аморфную форму, в которой сложно найти определённые образы — и благодаря которой у фасадов нет логики и системности. Ещё одна черта безобразного — гигантизм: здание ужасает своими размерами и наклоном, из-за которого кажется, будто оно сейчас упадёт. Всё в здании сделано так, чтобы ввести зрителя в замешательство.
Внутри неожиданной оболочки находятся общественный и исследовательский блоки, а направление зданию задаёт балкон-нос. С помощью него Институт безобразного как бы отвергает все городские оси, сходящиеся на площади Бастилии, и задаёт свою новую ось.
Сергей Ситар, Илья Вознесенский, Юрий Григорян, Алексей Кононенко, Алексей Лашков, Александр Чистов
Это эвристическое здание придумано, чтобы показать, что безобразное — не просто отрицание различных форм красоты, но самостоятельное явление, которое стоит изучать.
MA «Не так»
Основное внимание в рамках студии было направлено на два полярных феномена. С одной стороны — на «зомби-­проектирование»: автоматическое, машинальное, бессознательное, вынужденное, посредственное, стандартное, которое широко распространилось в Новейшее время благодаря ускоренному развитию технологий копирования и тиражирования — в том числе технологий дистанционной коммуникации, CAD и CAM.

С другой стороны — на природу и глубинные основания кардинального творческого действия, на сущность эвристического здания, после появления которого «мышление и жизнь уже не могут быть прежними». Результатом студии стали 12 эвристических зданий. Вся работа строилась на принципе «обратного рекурсивного проектирования»: эвристическое здание уже существует, и оно уже стало отправным пунктом нового направления в зодчестве, однако оно как таковое было забыто, вытеснено «машинальным проектированием». Весь студийный процесс — это процесс восстановления исходного Здания-­события во всей его конкретности, материальности и в то же время судьбоносности. Каждый этап работы рассматривался как проектный жест, который затем исследовался на предмет выявления признаков, элементов, принципов искомого Здания-­события.

Такой подход позволил сделать осью всего учебного года серию перепроектирований одного и того же «утраченного» Здания или, иначе говоря, последовательное восстановление всё более конкретных его аспектов — исторического влияния, ближайших «подражателей», его порождающей логики, абстрактной схемы-­концепции, конструкции-­технологии, программы, локализации, эстетико-­познавательного воздействия, полноты качеств и самого его присутствия. При этом каждый цикл перепроектирования, во‑первых, вбирал в себя результаты всех предшествующих этапов, а во‑вторых — выводил (или погружал) участника на новый уровень приближения к «истоку».

Другие проекты студии:
Варвара Моисеева — Архестереотип, или Домик / МА II
Алия Ханова — Детское место / МА II
Василиса Бикеева — Открытая форма / МА I

СТУДЕНТЫ: Василиса Бикеева, Екатерина Лавриненко, Дарья Лукашевич, Александр Репринцев, Батукубрат Сапаргазы, Анастасия Вертакова, Ольга Богданова, Екатерина Илюхина, Варвара Моисеева, Екатерина Нарейко, Екатерина Ретинская, Анастасия Соколовская, Алия Ханова, Селина Хашумова, Анна Грекова
ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ