MAI / MAII. Rethinking Nature

Евгений Асс, Анастасия Герасимова, Николай Югай

Гаянэ Вартанян, Анастасия Вертакова, Андрей Кузнецов, Варвара Моисеева, Екатерина Нарейко, Анастасия Паньчук, Екатерина Ретинская, Татьяна Сердюкова, Алия Ханова, Мария Щекотихина, Илья Аладов, Ирина Гарифулина, Валерия Журбенко, Дарья Космаченко, Николай Никифоров, Валентин Шкуро

Преподаватели:

Студенты:

Rethinking Nature

В этом году традиционная для магистратуры студия Rethinking была посвящена переосмыслению природы. Студенты разбирались в проблеме взаимодействия человека и создаваемого им материального мира, но при этом стремились выйти за рамки традиционных тем энергосбережения, загрязнения воздуха или озеленения — и избегали термина «экология» и производных от него, чтобы не скатываться в технократические клише. Студия рассматривала природу как полноту мира, предмет философии и политики, как хозяйственный и культурный ресурс и как ресурс поэтический.

Синоним слова «природа» и его латинского аналога — слово «натура». И русское, и латинское слово имеют в корне идею рождения: Natale — родить. В русском «натура» означает «естество», а прилагательное «натуральный» буквально означает «естественный».

Задача студии состояла в выработке оснований натуральной или естественной архитектуры, основанной на Environmental Ethics — нравственном отношении к окружению, прежде всего природному.

Работа началась с остранённого взгляда на привычные явления повседневности — Rediscovering Nature. Следующим шагом стало переосмысление связи между природой и архитектурой — Recomprehencing Nature, — на котором студенты анализировали, как устроены постройки самых разных типов и масштабов, от традиционных крестьянских домов до современных городских образований. Затем студия изучала использование природных феноменов в строительстве — Reuniting with Nature. После этого студенты перешли к формированию персональных манифестов, а затем и разработке персональных проектов.

Все проекты направлены на поиск равновесия между человеком, архитектурой, городом и природой. Разрабатывая их, студенты исследовали самые разные области — от поэтики до технологии, от географии до биологии.