Урбанизм
Преподаватели
Ната Волкова, Алиса Баранникова

Студенты бакалавриата: Владислав Алейников, Юлия Александровская, Андрей Астахов, Софья Балыкина, Фёдор Большаков, Александр Гаврилов, Вадим Галичян, Валерия Глебова, Марина Горлова, Нина Гринько, Виктория Денисова, Софья Добычина, Ася Заславская, Полина Игошина, Родион Истокский, Александра Казанджян, Александра Карпушина, Степан Кереметчи, Маргарита Ким, Ярослава Комарькова, Юнона Кондратьева, Ульяна Кравченко, Евгений Куренков, Даниил Орехов, Фёдор Полушкин, Екатерина Постоюк, Михаил Сапожников, Анастасия Славина, Полина Соловьёва, Анна-Мария Степанова, Кристина Степанян, Татьяна Страту, Анна Титова, Саян Цыденов, Дарья Шеверда, Дина Юмагулова, Александр Тамазов, Али Жумагали, Михаил Сиротин, Екатерина Мищенко.

Консультанты: Марат Невлютов, Юлия Патцюкова, Денис Сивков, Максим Стонт.


Студенты магистратуры: Илья Аладов, София Анисимова, Ольга Вахрамеева, Анна Грекова, Татьяна Гурова, Кирилл Жданов, ладимир Изаксон, Екатерина Илюхина, Мария Клигер, Екатерина Ковбашина, Ольга Королева, Олег Корякин, Дарья Космаченко, Анастасия Красикова, Ирина Лобова, Николай Никифоров, Николай Пахомов, Валентин Шкуро, Ирина Юрова, Ренат Султанов, Ксения Шилкова.

Консультанты: Михаил Богомольный, Александр Холоднов, Софья Борушкина, Мария Фадеева, Михаил Шатров.

Urbanism
Проекты бакалавриата
Проекты магистратуры
В бакалавриате МАРШ урбанизм включен в модуль Cultural & Contextual Studies (CSS), который читается в первом семестре второго курса. Основная задача модуля — знакомство студентов с азами городской теории и городского планирования, чтобы в дальнейшем они могли применять свои знания в проектах. В модуле «Проблемы урбанизма» в первом семестре магистратуры МАРШ, который является частью технологического блока, студенты экспериментируют с различными методами городских исследований и изучают современные тенденции планировки городов, а также проблемы социологии, транспорта и экологии города.

Модуль бакалавриата

Курс был посвящён анализу теоретических оснований городского планирования и исследованию шести территорий в Москве, которые затем стали участками для работы в проектной студии: участок в районе метро Бауманская, снесённый дом и парковка на Сретенке, Новоданиловская набережная, территории у метро Сухаревская и Кропоткинская.

В ходе курса студенты анализировали теоретическую литературу и мировые кейсы, писали эссе и делали схемы с градостроительным анализом.

Сквозными темами анализа городских территорий стали эстетизация и восприятие городского пространства, анализ утилитарного взгляда на город через концепции работы, торговли, туризма и безопасности, репрезентации власти и текучести городского времени.

Для части работ отправной точкой для рассуждения был градостроительный анализ участка: тогда город становился полноправным героем работы. В других случаях участок переосмыслялся через работу с теориями номадизма Жиля Делеза и Феликса Гваттари, идеями Кевина Линча и Бенедикта Андерсона, концепциями восприятия и образов в работах Паскаля Гилена и Колина Роу. На пересечении философских подходов и анализа городского пространства студенты вырабатывали собственные способы работы с территориями.

Фрагменты из работ Александры Карпушиной, Екатерины Потсоюк и Федора Полушкина показывают различные способы разговора о городском пространстве: от поэтического до прагматического.
Фрагменты коллективного исследования
Фрагменты коллективного исследования
Модуль магистратуры

Магистерский курс представлял собой сборку из различных методов, территорий и теоретических текстов, с которыми магистранты работали в течение семестра. Территории в центре Москвы доставались студентам в ходе жеребьёвки — так образовалось шесть групп, которые назывались по характерным элементам на них: территории Бульвара, Хореографии, Стройярмарки располагались напротив ЦПКиО им. Горького, а три другие — Усачёвка, Медкластер и МДМ — с другой стороны Комсомольского проспекта.

Курс преследовал две основные цели. С одной стороны, нужно было показать работу с различными методами городских исследований, причём не только широко распространёнными в российской и зарубежной практике, но и менее известными. Для этого на каждом из основных 12 занятий каждая группа выбирала один из методов, который обсуждался на лекции. Таким образом, за семестр были опробованы несколько десятков подходов к анализу документов, полевой работе, анализу кейсов, транспортному и функциональному анализу, анализу морфологии застройки, работе с сообществами и управленческим практикам.

Магистранты также работали индивидуально, читая и исследуя идеи, концепты и методы работы теоретиков архитектуры, социологии и городских исследований: работа не только с анализом города, но и с теоретическими текстами уточняла фокус действий и помогала почувствовать не только прикладное применение теории, но и работу с более масштабными, стратегическими целями.

Первый уровень анализа стал основой для совместного анализа территории, а второй получил воплощение в «технических заданиях» на проектирование.

На сайте представлены дневники по работам теоретиков, составленные Владимиром Изаксоном (Марк Оже), Марией Клигер (Джейн Джейкобс), Ольгой Вахрамеевой (Мишель де Серто).