Сапфир
ПРЕПОДАВАТЕЛИ: Артём Китаев, Леонид Слонимский, Александр Аляев, Наташа Крымская
Много естественного света. Эстетика и структура фасада, как главная архитектурная особенность, — стеклоблоки не позволяют прямым солнечным лучам попадать в здание. Также за счёт них фасад приобретает театральность: театр внутри и театр снаружи.
Бывшее здание научного предприятия «Сапфир» расположено на периферии Москвы, в Измайлове. Его полупрозрачная оболочка из стеклоблоков заметно отличает его от окружающей застройки. В этом корпусе производили оптоэлектронные приборы, он был первым «герметическим» зданием в Москве — процесс внутри должен был проходить в условиях высокой стерильности.
Выбирая новые функции для здания, Гая решила сделать его оживлённым и открытым общественным пространством для горожан, местом социализации. Так в здании решено было сделать театр и библиотеку и при этом подчеркнуть его красоту.
Идея проекта в том, чтобы заставить заброшенное здание ожить и превратить его в место социализации, пользуясь всеми его преимуществами — hardware-структурой. И придумать software — наполнение здания: программу, которая бы сделала его максимально комфортным и востребованным и помогла адаптироваться к современной жизни города.
Отправной точкой для размышлений стала сценография фасада — вечером и ночью здание превращается в фонарь: оно работает в режиме театра теней, в котором главное зрелище проецируется на стеклоблоки. А днём внутри здания очень светло.
Чтобы впустить в здание ещё больше света, Гая протянула лестницу вдоль всего фасада — она стала частью общественной зоны, а также городского перформанса, завязанного на световом экране из стеклоблоков. За счёт объединения этажей в здании появилось центральное ядро, которое включает два зала (Blackbox и Whitebox) и все вспомогательные театральные помещения.
При исследовании фасада выяснилось, что 40% стеклоблоков повреждены — в проекте они заменяются на новые, но старые используются в ограждениях, для напольных покрытий, а также в качестве заполнения для входных дверей.
Гая отказалась от модернистских центрального входа и козырька, которые когда-то существовали в здании. Входы появились с торцов здания, а фасад остался чистым, подчёркивая характер здания-фонаря.