Гаяне Вартанян

Сапфир

ПРЕПОДАВАТЕЛИ: Артём Китаев, Леонид Слонимский, Александр Аляев, Наташа Крымская
Много естественного света. Эстетика и структура фасада, как главная архитектурная особенность, — стеклоблоки не позволяют прямым солнечным лучам попадать в здание. Также за счёт них фасад приобретает театральность: театр внутри и театр снаружи.

Бывшее здание научного предприятия «Сапфир» расположено на периферии Москвы, в Измайлове. Его полупрозрачная оболочка из стеклоблоков заметно отличает его от окружающей застройки. В этом корпусе производили оптоэлектронные приборы, он был первым «герметическим» зданием в Москве — процесс внутри должен был проходить в условиях высокой стерильности.

PDF
Выбирая новые функции для здания, Гая решила сделать его оживлённым и открытым общественным пространством для горожан, местом социализации. Так в здании решено было сделать театр и библиотеку и при этом подчеркнуть его красоту.
Идея проекта в том, чтобы заставить заброшенное здание ожить и превратить его в место социализации, пользуясь всеми его преимуществами — hardware-структурой. И придумать software — наполнение здания: программу, которая бы сделала его максимально комфортным и востребованным и помогла адаптироваться к современной жизни города.
Отправной точкой для размышлений стала сценография фасада — вечером и ночью здание превращается в фонарь: оно работает в режиме театра теней, в котором главное зрелище проецируется на стеклоблоки. А днём внутри здания очень светло.
Чтобы впустить в здание ещё больше света, Гая протянула лестницу вдоль всего фасада — она стала частью общественной зоны, а также городского перформанса, завязанного на световом экране из стеклоблоков. За счёт объединения этажей в здании появилось центральное ядро, которое включает два зала (Blackbox и Whitebox) и все вспомогательные театральные помещения.
При исследовании фасада выяснилось, что 40% стеклоблоков повреждены — в проекте они заменяются на новые, но старые используются в ограждениях, для напольных покрытий, а также в качестве заполнения для входных дверей.
Гая отказалась от модернистских центрального входа и козырька, которые когда-то существовали в здании. Входы появились с торцов здания, а фасад остался чистым, подчёркивая характер здания-фонаря.
Гаяне Вартанян
Сапфир
Много естественного света. Эстетика и структура фасада, как главная архитектурная особенность, — стеклоблоки не позволяют прямым солнечным лучам попадать в здание. Также за счёт них фасад приобретает театральность: театр внутри и театр снаружи.
PDF
Читать дальше
ПРЕПОДАВАТЕЛИ:
Бывшее здание научного предприятия «Сапфир» расположено на периферии Москвы, в Измайлове. Его полупрозрачная оболочка из стеклоблоков заметно отличает его от окружающей застройки. В этом корпусе производили оптоэлектронные приборы, он был первым «герметическим» зданием в Москве — процесс внутри должен был проходить в условиях высокой стерильности.
Идея проекта в том, чтобы заставить заброшенное здание ожить и превратить его в место социализации, пользуясь всеми его преимуществами — hardware-структурой. И придумать software — наполнение здания: программу, которая бы сделала его максимально комфортным и востребованным и помогла адаптироваться к современной жизни города.
Артём Китаев, Леонид Слонимский, Александр Аляев, Наташа Крымская
Выбирая новые функции для здания, Гая решила сделать его оживлённым и открытым общественным пространством для горожан, местом социализации. Так в здании решено было сделать театр и библиотеку и при этом подчеркнуть его красоту.
Отправной точкой для размышлений стала сценография фасада — вечером и ночью здание превращается в фонарь: оно работает в режиме театра теней, в котором главное зрелище проецируется на стеклоблоки. А днём внутри здания очень светло.
Чтобы впустить в здание ещё больше света, Гая протянула лестницу вдоль всего фасада — она стала частью общественной зоны, а также городского перформанса, завязанного на световом экране из стеклоблоков. За счёт объединения этажей в здании появилось центральное ядро, которое включает два зала (Blackbox и Whitebox) и все вспомогательные театральные помещения.
При исследовании фасада выяснилось, что 40% стеклоблоков повреждены — в проекте они заменяются на новые, но старые используются в ограждениях, для напольных покрытий, а также в качестве заполнения для входных дверей.
Гая отказалась от модернистских центрального входа и козырька, которые когда-то существовали в здании. Входы появились с торцов здания, а фасад остался чистым, подчёркивая характер здания-фонаря.
MA Hardware/Software. Москва
Может ли архитектура быть по-настоящему экологически устойчивой, способной адаптироваться к изменяющимся потребностям и условиям среды без сноса и нового строительства на пустом месте? Если, по аналогии с техническими устройствами, разделить архитектуру на две составляющих, «железо» (hardware) и «программное обеспечение» (software), то могут ли относительно старые здания время от времени получать программную перепрошивку и отвечать новым потребностям? Чтобы понять, каким образом высвобождается ресурс для повторного использования, студия собрала книгу «Русский реюз», в которой каталогизировала примеры переиспользования объектов разного масштаба — от целых зданий до маленьких пространств и элементов.

Эта книга позволяет увидеть, как утилитарный, прагматический способ мышления раскрывает новые эстетические качества и становится импульсом для неожиданных архитектурных решений. В проектной работе студия сосредоточилась на московских зданиях, не обладающих признанной культурной, исторической, эстетической ценностью и приговоренных к сносу.

Студенты провели ревизию «плохих» или «никаких» сооружений — непопулярных торговых центров, многоуровневых парковок, недостроев, безликих НИИ, элементов дорожной инфраструктуры — и разработали для них альтернативные сценарии использования с максимальным сохранением существующих объёмов и материалов и минимальным новым строительством. В качестве hardware в этих проектах выступил каркас, постоянная конструктивная часть здания с длинным ожидаемым сроком службы. Software — элементы и материалы, предназначенные для трансформации, повторного использования и переработки.

Другие проекты студии:
Искуи Магакян — Пустой бассейн / МА I
Андрей Кузнецов — Орион / МА II

СТУДЕНТЫ: Полина Богатырёва, Елена Варденга, Гаянэ Вартанян, Людмила Вострикова, Ирина Капункина, Мария Клигер, София Крылатова, Андрей Кузнецов, Искуи Магакян, Татьяна Сердюкова, София Хахлёнова, Дарья Черникова, Мария Щекотихина
ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ