Искуи Магакян

Пустой бассейн

ПРЕПОДАВАТЕЛИ: Артём Китаев, Леонид Слонимский, Александр Аляев, Наташа Крымская
Я рассматриваю вопрос пустоты в смысле потенциала движения. Бассейн — структура, которая создана для того, чтобы быть заполненной. Когда он становится пустым, он лишается своей функции и одновременно открывает возможность новых.

Проект разработан на основе существующего, но нефункционирующего здания Дворца водного спорта в Москве. Старое здание на улице Мироновской, 27 долго стояло заброшенным и стремительно ветшало.

Дворец водного спорта был баней-купальней, бассейном, дельфинарием и спортзалом. Адаптивность — его характерная черта, поэтому акцент в проекте стоит не на конкретной функции, а на возможности здания вмещать различные сценарии.
Искуи предложила преобразовать бывшее здание бассейна в открытое культурное пространство. Ключевым элементом проекта стало общение: некогда общественное здание, объединявшее массы людей, сохранилось в их памяти — и теперь остаётся местом пересечения и взаимодействия.
По аналогии со структурой трёхнефной базилики в здании выделены главный неф, боковые нефы и апсида. В пространстве апсиды часть перекрытий срезается, а на их месте образуется зона накопления — парадное многосветное пространство с балконами. В главном нефе ветхая кровля заменяется на светопрозрачную, впуская свет в массивный закрытый объём здания. В боковых нефах появляются новые перекрытия, а в чашах боковых бассейнов прорубаются проёмы и открывается индивидуальный доступ с улицы в каждую ячейку.
Важная часть проекта — сценарий перемещения по зданию. По новой схеме циркуляции центральное пространство становится рельефом. По периметру бассейна образуются круги циркуляции на разных уровнях, связанные существующими и дополнительными лестницами и лифтами.
Хотя предыдущая функция бассейна утрачена, Искуи сохранила чаши бассейнов. Пустота в проекте рассматривается как потенциал движения: бассейн был создан, чтобы быть заполненным. Когда он становится пустым, он лишается своей функции и одновременно открывает возможность для появления новых.
Искуи Магакян
Пустой бассейн
Я рассматриваю вопрос пустоты в смысле потенциала движения. Бассейн — структура, которая создана для того, чтобы быть заполненной. Когда он становится пустым, он лишается своей функции и одновременно открывает возможность новых.
Читать дальше
ПРЕПОДАВАТЕЛИ:
Проект разработан на основе существующего, но нефункционирующего здания Дворца водного спорта в Москве. Старое здание на улице Мироновской, 27 долго стояло заброшенным и стремительно ветшало.
Искуи предложила преобразовать бывшее здание бассейна в открытое культурное пространство. Ключевым элементом проекта стало общение: некогда общественное здание, объединявшее массы людей, сохранилось в их памяти — и теперь остаётся местом пересечения и взаимодействия.
Артём Китаев, Леонид Слонимский, Александр Аляев, Наташа Крымская
Дворец водного спорта был баней-купальней, бассейном, дельфинарием и спортзалом. Адаптивность — его характерная черта, поэтому акцент в проекте стоит не на конкретной функции, а на возможности здания вмещать различные сценарии.
По аналогии со структурой трёхнефной базилики в здании выделены главный неф, боковые нефы и апсида. В пространстве апсиды часть перекрытий срезается, а на их месте образуется зона накопления — парадное многосветное пространство с балконами. В главном нефе ветхая кровля заменяется на светопрозрачную, впуская свет в массивный закрытый объём здания. В боковых нефах появляются новые перекрытия, а в чашах боковых бассейнов прорубаются проёмы и открывается индивидуальный доступ с улицы в каждую ячейку.
Важная часть проекта — сценарий перемещения по зданию. По новой схеме циркуляции центральное пространство становится рельефом. По периметру бассейна образуются круги циркуляции на разных уровнях, связанные существующими и дополнительными лестницами и лифтами.
Хотя предыдущая функция бассейна утрачена, Искуи сохранила чаши бассейнов. Пустота в проекте рассматривается как потенциал движения: бассейн был создан, чтобы быть заполненным. Когда он становится пустым, он лишается своей функции и одновременно открывает возможность для появления новых.
MA Hardware/Software. Москва
Может ли архитектура быть по-настоящему экологически устойчивой, способной адаптироваться к изменяющимся потребностям и условиям среды без сноса и нового строительства на пустом месте? Если, по аналогии с техническими устройствами, разделить архитектуру на две составляющих, «железо» (hardware) и «программное обеспечение» (software), то могут ли относительно старые здания время от времени получать программную перепрошивку и отвечать новым потребностям? Чтобы понять, каким образом высвобождается ресурс для повторного использования, студия собрала книгу «Русский реюз», в которой каталогизировала примеры переиспользования объектов разного масштаба — от целых зданий до маленьких пространств и элементов.

Эта книга позволяет увидеть, как утилитарный, прагматический способ мышления раскрывает новые эстетические качества и становится импульсом для неожиданных архитектурных решений. В проектной работе студия сосредоточилась на московских зданиях, не обладающих признанной культурной, исторической, эстетической ценностью и приговоренных к сносу.

Студенты провели ревизию «плохих» или «никаких» сооружений — непопулярных торговых центров, многоуровневых парковок, недостроев, безликих НИИ, элементов дорожной инфраструктуры — и разработали для них альтернативные сценарии использования с максимальным сохранением существующих объёмов и материалов и минимальным новым строительством. В качестве hardware в этих проектах выступил каркас, постоянная конструктивная часть здания с длинным ожидаемым сроком службы. Software — элементы и материалы, предназначенные для трансформации, повторного использования и переработки.

Другие проекты студии:
Гаяне Вартанян — Сапфир / МА I
Андрей Кузнецов — Орион / МА II

СТУДЕНТЫ: Полина Богатырёва, Елена Варденга, Гаянэ Вартанян, Людмила Вострикова, Ирина Капункина, Мария Клигер, София Крылатова, Андрей Кузнецов, Искуи Магакян, Татьяна Сердюкова, София Хахлёнова, Дарья Черникова, Мария Щекотихина
ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ