Ольга Вахрамеева

Мишель де Серто
Дневник (фрагменты)

Рассказывание историй создало человечество.

Пьер Жане, l'Evolution de la memoire et la notion du temps, 1928

«Всякая история — это история путешествия, пространственная практика». Повествования по Мишелю де Серто — это траектории, связывающие разрозненные части окружения в единое пространство, у которого, в отличие от места, «нет ни однозначности, ни стабильности «собственного». Но город — машина коллективная, в этом её основная особенность.

Каждый «пешеход» де Серто в городском пространстве является определённой, незначительной самой по себе, но важной в общем механизме шестерёнкой. Быть с городом тет-а-тет возможно или в 4:30 утра (и то есть шанс наткнуться на дворника), или после полуночи (хотя во многих окнах ещё горит свет). Серто описывает пространственные ощущения пешехода как диалог человека и города, с чем я не совсем согласна. Человек и город — это полилог, и при желании вступить с городом в тесный контакт (диалог) нужно уметь до него «достучаться», исключив все лишние шумовые наслоения. То, что Серто в своих работах затрагивает тему свободы и контроля — тому подтверждение.

«Город пристально смотрит на вас, и взгляд его всегда вызывает головокружение». Напряжение возникает именно из-за того, что «смотрит» нечто неперсонализированное и бесформенное. Что же помогает это преодолеть? Истории. Именно они населяют пространство, что делает его Жилым, и, как следствие, Живым. А существуют истории благодаря пешеходам, чья ходьба способна оживлять их и рождать новые легенды. Серто приравнивает «практики означивания (рассказывания легенд) к практикам, создающим пространство», где «здесь-бытие реализуется лишь в пространственных практиках», «так в городе-плане рождается город подвижный и метафорический».

Пешеход, по Серто, обладает уникальным даром: он способен блуждать и импровизировать. Следовательно, он производит бесконечный процесс ОТБОРА и «присвоения пространства». Серто акцентирует внимание на том, что при непосредственном живом контакте с городом человек не может видеть его план, он может лишь почувствовать его через собственное передвижение в пространстве: «тела этих пешеходов, следуя всем изгибам городского «текста», записывают его, но неспособны прочесть — познают город вслепую».

Говорит ли это о том, что люди не знают свой город? Нет. Это говорит лишь о том, что существуют два параллельных мира — город абстрактный, каким видят его птицы, пассажиры взлетающего самолёта или резиденты верхних этажей городских небоскрёбов, и город живой — город, с которым мы коммуницируем постоянно. Город Серто состоит из «многослойной истории сети писаний, где нет ни авторов, ни зрителей». История города кроится и шьётся cousu de fil blanc — белыми нитками, собираясь как бесконечный пёстрый пазл. При этом столкновении теоретического и антропологического восприятия пространства «в прозрачный текст спланированного города вторгается город кочевой, город метафорический». Здесь истории разграничивают пространство, оберегая его от слипания в единую аморфную неопознанную биомассу. Благодаря историям мы получаем способность ориентироваться в пространстве.