Александра Карпушина

Ситуационная поэзия города.
Город и мы как авторы композиции

Мы рассматриваем город с точки зрения звуков, которые его наполняют. В английском языке существует определённое понятие, которое наиболее точно обозначает данную область изучения. Soundscape — любая акустическая область изучения — сочетание физической среды и социальной. Это окружающие нас звуковые волны и наше собственное субъективное восприятие. Данное определение вводит канадский композитор Мюррей Шафер в 1977 году в книге «The soundscape: our sonic environment and the tuning of the world», где рассматривает мир как макрокосмическую музыкальную единицу.

<…>

С точки зрения Тима Ингольда, социального антрополога, намеренное отделение аудиального ландшафта от комплексного образа окружающей среды некорректно. Эту точку зрения он подчёркивает рядом аргументов в «Autumn Leaves. Against Soundscape» (2007).Тим Ингольд основывается в первую очередь на целостном образе, гештальтпсихологии: визуальная среда не существует в мире, также как и не существует аудиальная — визуальный ландшафт существует только тогда, когда его изображают люди. Глаза и уши — не столько органы наблюдения, сколько инструменты воспроизведения. Мы не можем в полной мере доверять научным статьям, посвящённым данной теме.

Учёный подчёркивает также неразрывную связь звука, а именно вибрации и света, как исток аудиального и звукового ландшафта: «Как только свет и звук становятся понятны в данной теме визуального и аудиального ландшафта, сразу становится ясно, что в нашем обычном опыте они настолько тесно связаны друг с другом, что практически неразделимы. Такое взаимодействие вызывает вопросы. Как, например, контраст между светом и тьмой сравнивается со звуком и тишиной? Довольно очевидно, что звуковые ощущения в темноте значительно отличаются от ощущений в свете» (p.10).

При этом оба приведённых автора придерживаются следующего: качество звукового ландшафта вокруг нас сильно зависит от социальных обстоятельств и восприятия слушателей, которые неосознанно определяют, что именно слышать. Нынешний испытываемый нами звуковой опыт, как негативный, так и позитивный, даёт нам основу для грамотного подхода к дальнейшему анализу планировки городской среды.

<…>

Звуковой ландшафт отличается от визуального осознанным подходом к анализу. Современный человек мало знаком с теорией звука и не отличается глубоким опытом. Бо́льшую часть времени наш мозг блокирует постоянный шумовой поток, однако, изменив подход на активное слушание среды, мы делаем выбор в сторону меньшего негативного влияния звука на наше психологическое и физическое состояние. Важно также понимать, что мы не можем — как, например, в визуальном аспекте, — закрыть глаза, мы не можем физически блокировать поступление звуков. Мы можем изменить наш выбор в пользу активного слушателя и использовать наш опыт в дальнейшем.