мария шведко

Станция Отдых

ПРЕПОДАВАТЕЛИ: Сара Леви, Александр Белозерцев, Максим Зуев
Строгость режима лишает пространства беспорядка, мусора, пропускных систем контроля. Архитектура будет обладать мемориальностью и чистотой на грани со стерильностью.

Железнодорожная станция Отдых расположена в Подмосковье, на границе посёлка Кратово и города Жуковского. Эта станция ― элемент, который замыкает оси сложившейся градостроительной сетки: отправная точка в аэропорт, на выставки Авиационно-космического салона, к зданиям Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ). Несмотря на свою логистическую и смысловую важность, визуально станция не артикулирована: она полностью спрятана за зданиями торговых центров и шумозащитными заборами.

Мария переосмысляет нынешнее положение станции, создавая узловое пространство ― «шарнир», в котором одна городская структура сменяет другую. Этот «шарнир» ― двухуровневая площадь, вокруг которой складывается новая система передвижения пешеходов и общественного транспорта, обслуживающего вокзал.
Основная часть проектируемого комплекса ― подземная. Но вокзал прорастает и над поверхностью земли: здесь под прямоугольными навесами появляются строгие ритмичные колоннады, облицованные известняком.
PDF
Мария Шведко
Станция Отдых
Строгость режима лишает пространства беспорядка, мусора, пропускных систем контроля. Архитектура будет обладать мемориальностью и чистотой на грани со стерильностью.
PDF
Читать дальше
ПРЕПОДАВАТЕЛИ:
Железнодорожная станция Отдых расположена в Подмосковье, на границе посёлка Кратово и города Жуковского. Эта станция ― элемент, который замыкает оси сложившейся градостроительной сетки: отправная точка в аэропорт, на выставки Авиационно-космического салона, к зданиям Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ). Несмотря на свою логистическую и смысловую важность, визуально станция не артикулирована: она полностью спрятана за зданиями торговых центров и шумозащитными заборами.
Мария переосмысляет нынешнее положение станции, создавая узловое пространство ― «шарнир», в котором одна городская структура сменяет другую. Этот «шарнир» ― двухуровневая площадь, вокруг которой складывается новая система передвижения пешеходов и общественного транспорта, обслуживающего вокзал.
Основная часть проектируемого комплекса ― подземная. Но вокзал прорастает и над поверхностью земли: здесь под прямоугольными навесами появляются строгие ритмичные колоннады, облицованные известняком.
Сара Леви, Александр Белозерцев, Максим Зуев
ВAIII Madlen Inc.
Слово Madlen в названии студии, отсылающее к Мадленке Пруста, каждый год получает новое значение. В этом году дипломный курс бакалавриата был посвящён изучению взаимоотношений между корпорацией и городом, поэтому в заголовке появился суффикс Inc.

В качестве крупной компании была выбрана РЖД — автономная корпорация с собственными историей и территориями. Станции, вокзалы и привокзальные площади — её актив, находящийся в её полном распоряжении. Желание РЖД увеличить количество прибыли, сделав станции привлекательнее для пассажиров и сторонних арендаторов, подразумевает их переустройство, которое отразится на символическом преобразовании вокзала из городских ворот (пропилей) в многофункциональный объект, напоминающий моллы или пассажи. Но несмотря на то, что выразительный облик станций мерк­нет под натиском корпоративной политики, вокзал всё же остается индексом города: объектом, который определяет населённый пункт, скрывающийся за его фасадом.

Перед студентами стояла задача спроектировать серию малых пригородных вокзалов на отрезке Рязанского направления Московской железной дороги. Затрагивая интересы трёх сильных акторов — РЖД, органов власти (от муниципальной до федеральной) и непосредственных арендаторов, — здание вокзала становится компромиссом и обязано учитывать и технологические задачи, и семантические и семиотические особенности места. Каждый студент составил для себя персональный манифест, в котором критически посмотрел на баланс интересов и сделал для себя выбор, в каком культурном, экономическом и политическом пространстве будет существовать вокзал.

Серия вокзалов, спроектированная студентами в разных населённых пунктах, позволяет не только разобрать и осмыслить диаграмму, лежащую в основе вокзала (формальные принципы, по которым существует здание такого типа), но и переосмыслить саму типологию, проследив за её трансформацией в каждой из реальностей.

Другие проекты студии:
Софья Карамышева — Административный центр с вокзалом в Малаховке

СТУДЕНТЫ: Илья Дорохин, Екатерина Зароченцева, Софья Карамышева, Полина Кропачева, Евгений Куренков, Мария Матросова, Мария Новикова, Анна Подхолзина, Олег Тогобицкий, Роман Хамидуллин, Мария Шведко
ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ